Блог

Бонусы совместной деятельности с ребёнком и как ее организовать?

У многих родителей от мысли о том, что малыш будет им помогать, например, в приготовлении еды, уборке или в походе за покупками, волосы дыбом. Но, оказывается, совместные занятия таят в себе бонусы для всей семьи. Об этом рассказывает Юлия Демиденко, педагог, автор clever-концепции в обучении, Генеральный директор детского сада «Clever Kids» и мама 4 детей.

- Часто родители говорят: «Нами не занимались, но мы же как-то выросли». Слушаешь историю про жизнь и понимаешь: ребёнок постоянно был с родителями в бытовых делах и на работе, с друзьями и т.д. Дел было гораздо больше совместных и взрослых.
Вторая распространённая история, когда дети были предоставлены сами себе. Их воспитывала либо улица, либо чужие люди, обстоятельства... Характер закалялся. Но отношения с родителями не вспоминаются тёплыми, семейными и, соответственно, не дают ресурса во взрослой жизни.

Сейчас дети или на занятиях, или с няней, в школе, садике, студиях, потом мультики, игры... О том, как прошел день ребёнка, родители узнают из пересказов. Но это не заменяет время, проведенное вместе.

Для меня совместная деятельность - это не занятия с малышом чем-то тогда, когда мама или папа вдруг решили, что надо, а очень деликантая форма воспитания, общения, позволяющая каждому раскрываться, выражать себя. Это время, проведенное вместе. От его качества зависят атмосфера в семье. Делая что-то вместе, Вы узнаете своих детей лучше и с другой стороны. Это про принятие и уважение, умение терпеливо объяснять и 100 раз показывать. Это фундамент отношений в семье и модель поведения в жизненных ситуациях и отношения к ним.


Совместная деятельность приносит радость. Сложности и трудности могут возникать, мы их учимся спокойно решать, договариваться, слышать каждого, уважать, быть гибкими. Не получилось покататься на велосипедах из-за дождя? Посидим у камина или едем в кино, играем в настольную игру. Своим примером принимать изменения, не унывать, не расстраиваться, искать решение, быть позитивным в обычных житейских ситуациях, Вы учите ребёнка очень важным в жизни вещам, конечно, если хотите видеть его счастливым и успешным. Существующие школы этому не учат.

Важна вовлеченность родителей. Уделяя время ребёнку, другими делами не занимаемся: почту не проверяем, по телефону не говорим… Полный контакт гораздо лучше и ценнее для ребёнка, чем присутствие. Дети, не получая полного внимания в совместных занятиях, потом на переключаются на самостоятельную деятельность. Уже давно я перестала совмещать время с детьми с такими вещами. И времени на полноценное общение уходит меньше.Идеи для совместной деятельности можно найти во всем.

- Отдых, досуг и развлечения

Отдых «все по разным комнатам», безусловно, нужен тоже. Но если говорить про «совместно», то лучше сходить в парк вместе, путешествовать вместе, обсуждать что-то, паковать вещи…Если выходной дома - играем в игры настольные или активные, смотрим фильм, готовим любимое всеми блюдо. У нас это чаще десер: пирог, торт. Каждый, даже самый маленький, сидящий в детском стуле, может участвовать. А если совсем маленький, быть рядом и наблюдать. Не отказывайте ребёнку в участии в семейном деле со словами: «Он ещё маленький». Просто подберите нагрузку по возрасту.В рамках совместной деятельности распределяются роли по интересам. Если ребёнок не хочет возиться с тестом, то украшает или в духовку ставит. Незначительного вклада не бывает. Когда вместе читаем, то каждый высказывает своё мнение. Неправильных мнений нет, важно, чтобы мнение было и имело право на существование без осуждения и исправления - так формируется уважение и доверие.

- Полезные и нужные семейные дела

Домашние обязанности я называю «вклад в семью». Например, когда у нас был сад, мы вместе ухаживали за ним, собирали урожай или листя. Потом дружно ели собранные фрукты или валялись в листьях. Поездка за продуктами - тоже совместная деятельность. Ребёнок загружает тележку или выбирает, что договорились заранее.В бытовых ситуациях воспитываем личным примером, а не фразами о том, как себя следует вести. Хотя и такие инструкции ребёнку тоже нужны в некоторых случаях. Например, когда идём в театр…

- Домашние задания

Уроки не должны быть постоянной совместной деятельностью. Лишь иногда и тогда, когда ребёнок обратился за помощью. Если Вы знаете, что задание по силам, не стесняйтесь сказать: «Я помогаю тебе тем, что не помогаю». И обьяснить, что делая сейчас за ребёнка, Вы обрекаете его на плохой результат во время теста в школе, тогда как Вы знаете, что он может это сделать. Предложите сделать самостоятельную попытку.

Если школьный проект задан как совместный или просто Вы делаете что-то творческое дома (поделку, открытку кому-то на День рождения), не делайте сами! Дайте ребёнку возможность пробовать, чувствовать себя полноценным, а не ущербным в сравнении с Вами. Учитесь гордиться работами своего ребёнка, не сравнивая и не давая оценку сразу, а задавая вопросы, хваля, искренне интересуясь и только в самом конце вскользь можно сказать, что в следующий раз он может обратить внимание на это или добавить что-то.

Совместная деятельность и «нахождением вместе» - принципиально разные состояния. Например, представьте, подготовку к празднику.

Можно нанять команду аниматоров, которые сделают праздник. Или готовить его всей семьей. Распределить роли, кому что нравится делать, кто что может: от планирования, подготовки приглашений до самого праздника, где не бегаем и суетимся - все ли хорошо? - а расслабляемся и получаем удовольствие. Например, на праздник Масленицы, Даша готовила с бабушкой блины, Федя с папой мастерили чучело, Арина помогала по дому. Потом все вместе чудесно провели время в саду с гостями, наслаждаясь угощением и играми.

Хотелось бы пожелать, чтобы любая совместная деятельность в семье радовала, смешила, заряжала всех, обогащала и вдохновляла!