19 Октября 2017

Мягкая адаптация к детскому саду в простых и понятных правилах

Идет ваш ребенок в школу или в сад, главное, что ему нужно – позитивно настроенные и всегда готовые поддержать родители.

Каким бы чудесным не был садик или школа, в которую отправляется ребенок, важно понимать, что периода адаптации не избежать. Ведь адаптация – это не что-то страшное, что происходит с капризными детьми и плохими родителями. Адаптация – это просто процесс привыкания к новому: новым условиям, людям и активностям.

Что же мы можем сделать не только для того, чтобы ребенок быстрее и легче адаптировался, но и чувствовал нашу заботу и поддержку?

Сегодня нам повезло узнать, как же адаптировать малыша к детскому саду не только от эксперта в детском дошкольном и раннем школьном образовании, чьи знания сейчас находят применение не только в Украине, но и в США, а еще и от мамы 4-х детей, младшая из которых как раз пошла в сад – Юлии Демиденко.

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО

Настройтесь на то, что все будет хорошо и придерживайтесь этой беспроигрышной позиции. Если вы хоть немного сомневаетесь: А не рано ли? А то ли заведение? А может, пусть еще дома посидит? Значит, вы не уверены в своем выборе. Ищите варианты дальше.

Только когда у вас не будет сомнений, что пора и вы нашли самое подходящее место – тогда отводите и сфокусируйтесь на успехе: малышу понравится и у вас все получится. Это совместная работа и мамы, и малыша. Маме тоже нужно отпустить малыша. Он почувствует, что вы за него спокойны и будет спокойнее сам.

Когда я привела Зою в класс, я знала, что о ней позаботятся. Я хорошо знакома с этой школой и сейчас консультирую их по некоторым аспектам сама. Поэтому я была спокойна и знала, что могу доверять педагогам. И Зоя это почувствовала, поэтому первое знакомство прошло успешно.

ПОДГОТОВКА ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ СТРЕССА

Заранее соберите сменную одежду, любимую бутылочку, игрушку. Если малыш привык к соске, то сад – не лучшее время от нее отказываться. Не добавляйте стресса ребенку, вы сможете сделать это позже. Соберите вместе небольшой рюкзак. Пусть малыш знает, что это его вещи и он берет их с собой. Разговаривайте о школе и садике. Говорите, как гордитесь тем, что он уже готов туда идти. Вечером и утром говорите о том, куда он пойдет и какие приятные моменты его ожидают.

Зоя, например, очень любит все мягкое и приятное на ощупь. Взяв с собой в садик своего мышонка, она будет чувствовать себя комфортнее. Не стоит лишать детей любимых игрушек на период адаптации, это лишний стресс.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Вы знаете своего ребенка лучше всех. Поэтому вам предстоит и определяться с важными адаптационными моментами, например, где и как лучше начинать присоединяться к занятиям. Я часто рекомендую начинать во время прогулки на детской площадке. Дети познакомятся, обстановка располагает к игре, а окружение детской площадки достаточно привычное для каждого малыша.

Через 2 дня после присоединения к прогулке можно переходить и в класс. Например, на третий день после прогулки отправляйтесь не домой, а в класс со всеми детьми.

Но подход нужно искать исходя из всех обстоятельств. Так, исходя из расписания всей семьи я понимала, что начать адаптацию Зои на прогулке у меня не получится. Пока бы мы развезли детей по школам, и она дождалась прогулки в своей школе, она бы уже устала. Приняв решение – не жалейте, все идет, как должно. Адаптация Зои началась сразу в классе, значит, так и должно было быть.

У всех свой темп привыкания к новому: кто-то через 2-3 дня немного освоится и можно заходить в класс, а кому-то необходима неделя прогулок прежде, чем перейти в новое пространство. Вы знаете своего малыша, ориентируйтесь на его настроение и готовность двигаться дальше.

Стратегию оговорите заранее с воспитателем: когда приходите, когда уходите, где находитесь в классе, сколько дней, как вашего ребенка легче успокоить и т. д. Оговорив детали – приступайте и наберитесь терпения.

ПЕРВЫЕ ПОСЕЩЕНИЯ

Главное – без спешки! Даже если ребенок пошел с удовольствием, переизбыток эмоций или излишнее напряжение может позже сработать в минус.

Продолжительность первых посещений:

до 2-х лет– 30 минут

от 2-3 лет –1 час

4-5 лет – 1,5 часа

Лучше подогревать и поддерживать интерес и любопытство малыша. Уходя, всегда благодарите воспитателя и говорите: «До свидания!». Это продемонстрирует ребенку ваши с воспитателем доверительные отношения.

Если вы дружелюбны и доверяете другим – доверяет и ребёнок. Называйте воспитателя по имени, не «тетя». Теть много, и они могли быть разными. А вам нужны позитивные ассоциации или новые.

ЗАХОДИМ В КЛАСС

Заходите с малышом, если вы ему нужны. Исходя из своего опыта, могу сказать, что до 3-х лет — это обязательно. Здоровайтесь сами, обращайтесь по имени к воспитателю и знакомьте малыша. Присядьте, будьте на его уровне. Не заставляйте: «Скажи здрасьте». Сами говорите, и он со временем начнёт. Садитесь на стульчик у входа (заранее оговорите) и «уходите» решать свои дела. Вас нет. Гаджет может отвлечь вас и это прекрасно, конечно, если он не является добычей вашего ребёнка. В таком случае книга или хитрость – положите в книгу или в обложку.

Если у вас возникают вопросы или комментарии, записывайте. Не отвлекайте воспитателей в данный момент. Безопасность всех детей – его главная задача. Уж поверьте, мне всегда есть что прокомментировать, исправить, направить. Но я себя сдерживаю и пишу :) рот на замке. Все вопросы, рекомендации, обсуждения – после и без детей.

Ребёнок учится переключаться на другого взрослого. Если подходит к вам, не реагируйте, ждите, когда к нему подойдёт воспитатель. Опытный выдерживает паузу, чтобы не спугнуть.

Не стоит говорить ребёнку: «Иди, посмотри, не бойся, все играют, и ты» или «А ты тут жмёшься...». Чем больше отталкиваете, тем больше удерживаете около себя. Расслабьтесь.

ВЫХОДИМ ИЗ КЛАССА

Всегда! Всегда предупреждайте ребёнка, что выходите! Не слушайте кабинетных психологов, советующих тихо ускользнуть. Они травмируют детей, затягивают адаптацию и ломают доверие между вами и ребёнком. Примерно на 3-й день скажите, что вам необходимо выйти в туалет, позвонить, выпить кофе, купить что-то и вы вернетесь после этого. Как правило, ребёнок уже готов отпустить. Возвращайтесь через 5-7 минут. Поблагодарите малыша. На следующий день выходите несколько раз и до 10 минут. Наблюдайте за его реакцией. 

Я впервые вышла из класса на 5 минут, предупредив Зою и сказав, куда иду. На следующий день я поступила так же. А через несколько дней выходила на 15 и 20 минут, сообщая малышке, куда я иду и через сколько вернусь.

ТУАЛЕТ РЕБЕНКА

В первые несколько дней будьте готовы, что вы ещё будете сопровождать малыша в туалет, постепенно переключая, точнее, воспитатель сам должен аккуратно брать инициативу на себя.  

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ АДАПТАЦИИ

Заходите в класс и пробуйте через время опять выходить 1-й раз на 10 минут, потом 20 -30. Будьте рядом. Если что, вас позовут. Не врывайтесь, даже если ребёнок расплакался. 

У меня так было совсем недавно. У моей младшей дочери, Зои, отняли игрушку. А если Зоя недовольна, она начнёт все швырять вокруг и гневно возмущаться. Я не заходила. Я бы сделала хуже. Она бы мне объясняла, как ее обидели, а это не моя территория и я не могу «Наводить порядки», конечно, если я хочу, чтобы она привыкла и научилась общаться. Ей бы показалось, что я ее не защитила. Я ждала, пока она успокоится. Потом она мне рассказывала, но уже без слез. Я кивала, сочувствовала, но не больше. Это жизнь :). После занятий и уже не в присутствии детей выяснила, как и что случилось. Мы заранее оговорили, как она будут вести себя в случае таких вспышек гнева.

ВЫХОД ИЗ КЛАССА НА 2-Й ДЕНЬ 2-Й НЕДЕЛИ

Отведите ребенка в класс, но не садитесь. Скажите, что пойдете в туалет или звонить по работе, например. Вернитесь через 30 мин. Посидите ещё 30 минут и скажите, что выйдете и вернетесь после того, как малыш погуляет и пообедает. Если ребёнок не знаком с такими понятиями, говорите о том, о чем он знает. Возвращайтесь, когда обещали.

Так, на второй неделе посещения сада я сказала малышке, что пойду позвонить по работе и заберу ее после того, как она пообедает и погуляет. И ушла на 3 часа. Зоя отпустила меня спокойно, а встретила – с удовольствием. Теперь работаем над закреплением пройденного и тем, чтобы Зоя могла оставаться в саду до сна.

Держите слово! Будьте пунктуальны до секунд. Это про доверие – вы не оставили и не забыли про него. Лучше прийти раньше, чем опоздать. Ребёнок вас с трудом отпустит в следующий раз или не отпустит, если вы не пришли, когда обещали. Если обещали после обеда, придите раньше. К моменту, когда он поест, вы уже должны стоять и улыбаться :) Дети не ориентируются в часах и времени, но им понятны такие вещи как после сна, после прогулки... Вы не можете подвести.

ОБЕД

Заранее оговорите с воспитателем, нужно ли помогать ребёнку или он будет есть сам. Зоя ест сама столько, сколько считает нужным. В новых условиях дети могут не есть или есть мало и это абсолютно нормально. Лучше не заставлять, а только предлагать помощь и помогать, если ребёнок разрешил. Не пытаться докармливать. Это тоже стресс. А стресс – это болезнь и все сначала. 

КОГДА МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ

Через 2-3 недели, когда ребенок освоился, ведь заснуть в непривычной обстановке – очень сложно. Малыш должен начать доверять воспитателям и познакомиться с пространством.

НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ

Можно начинать забирать ребенка после сна. Когда освоитесь, постепенно добавляя по часу в день, доводите до определенного режима. Например, до 19:00, когда вы сможете забрать ребенка после работы.

ПРОЩАЙТЕСЬ

Будьте спокойны в момент, когда расстаетесь с ребенком. Дети чувствуют тревогу, а если мама спокойна – спокойны и они. Не нужно слез и рассказов о том, как вы будете скучать. Вы привели ребенка туда, где ему будет хорошо. Зачем расстраиваться?

В ЛЮБОЙ МОМЕНТ

Что-то может пойти немного не так, как вы ожидали. Настройтесь на то, что «шаг вперед и два назад» – это нормально. Сохраняйте спокойствие и позитивный настрой у себя и у малыша.

ПОСЛЕ САДА

Ребёнок дома может быть излишне эмоционален – такое бывает. Столько новых впечатлений, людей и событий. Ваша поддержка, внимание и соблюдение режима, чтобы избежать переутомления, помогут малышу справиться. Переутомление, напряжение физическое и эмоциональное могут привести к заболеваниям. Вы этого не хотите. Двигайтесь медленно.

КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Обычно полная адаптация занимает 6-8 недель. Основные – это первые 3. От них зависит многое. Остальные – это закрепление эффекта. 

НЕ ПООЩРЯЙТЕ ИГРУШКАМИ

Садик должен быть в удовольствие и интерес. Иначе вам придётся иметь дело позднее с истериками тогда, когда вы что-то не купите.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ

Если приняли решение начать адаптировать ребёнка, отложите любые поездки. Можно сокращать неделю до 4 дней, но не создавать условия хаоса, в которых сложно ориентироваться. Ребёнок все забывает, если вы неделю ходили или даже две и был результат, но вы уехали – будьте готовы все начинать сначала! Кто-то пойдёт, а кто-то нет, даже если уже все было отлично.

Желаю вашему малышу радости от процесса общения и познания, а вашей семье – счастья и гармонии. Помните – все обязательно получится!

Другие статьи блога
01 Декабря 2017
Мама и Новый год: как все успеть и при этом получать удовольствие от процесса
Об этом знает Юлия Демиденко, пре- и перинатальный психолог, практик метода «Гипнороды», консультант по образовательным проектам в США, основатель и управляющий партнер детского сада Clever Кids и эко-школы Сlever Kids и счастливая мама 4-х очаровательных детей.
10 Августа 2017
Открытие нового детского эко-сада и школы Clever Kids в Riviera Villas
Дорогие друзья, мы рады вам сообщить, что с сентября открывает свои двери новый детский эко-сад и начальная школа для детей от трех до девяти лет.
03 Июля 2017
О школах Clever Kids
Все дети любознательны и неутомимы в поиске ответов на свои вопросы. Опираясь на данное качество, школа должна выстроить фундаментальный интерес личности к познанию и саморазвитию, сформировать необходимые навыки.