Бонусы совместной деятельности с ребёнком и как ее организовать

Бонусы совместной деятельности с ребёнком и как ее организовать

У многих родителей от мысли о том, что малыш будет им помогать, например, готовить еду, убирать или ходить за покупками, волосы дыбом. Но, оказывается, совместные занятия преподносят бонусы для всей семьи. Об этом рассказывает Юлия Демиденко, эксперт в обучении, основатель и руководитель сети детских садов-школ Clever Kids, автор блога для родителей и мама четырех успешных детей.

Часто родители говорят: «Нами не занимались, но мы же как-то выросли». Слушаешь историю про жизнь и понимаешь: ребёнок постоянно был с родителями в бытовых делах и на работе, с друзьями и т.д. Дел было гораздо больше совместных и взрослых. Вторая распространённая история, когда дети были предоставлены сами себе. Их воспитывала либо улица, либо чужие люди, обстоятельства... Характер закалялся. Но отношения с родителями не вспоминаются как тёплые, семейные и, соответственно, не дают ресурса во взрослой жизни.

Сейчас дети или на занятиях, или с няней, в школе, садике, студиях, потом мультики, игры. О том, как прошел день ребёнка, родители узнают из пересказов. Но это не заменяет время, проведенное вместе.

Сто раз показывать и сохранять позитив

Совместная деятельность — это не занятия с малышом чем-то тогда, когда мама или папа вдруг решили, что надо, а очень деликатная форма воспитания, общения, позволяющая каждому раскрываться, выражать себя. От качества времени вместе зависит атмосфера в семье. Делая что-то вместе,

вы узнаете своих детей лучше и с другой стороны. Это про принятие и уважение, умение терпеливо объяснять и 100 раз показывать. Это фундамент отношений в семье и модель поведения в жизненных ситуациях и отношения к ним.

Совместная деятельность приносит радость. Сложности могут возникать, мы их учимся спокойно решать, договариваться, слышать каждого, уважать, быть гибкими. Не получилось покататься на велосипедах из-за дождя? Посидим у камина или поедем в кино, сыграем в настольную игру. Своим примером учим принимать изменения, не унывать, не расстраиваться, искать решение. Сохраняя позитив в обычных житейских ситуациях, вы учите ребёнка очень важным в жизни вещам, конечно, если хотите видеть его счастливым и успешным. Существующие школы этому не учат.

Важна вовлеченность родителей. Уделяя время ребёнку, другими делами не занимаемся: почту не проверяем, не отвлекаемся на телефон – рабочие чаты, звонки и соцсети могут подождать. Полный контакт гораздо важнее и ценнее для ребёнка, чем ваше присутствие рядом. Дети, не получая полного внимания в совместных занятиях, потом не переключаются на самостоятельную деятельность. Если не совмещать время с детьми и «неотложные» дела, времени на полноценное общение нужно меньше. Идеи для совместной деятельности можно найти во всем.

Вклад по интересам и возрасту

Отдых «все по разным комнатам», безусловно, нужен. Но если говорить про «совместно», то лучше сходить в парк и путешествовать вместе, обсуждать что-то, паковать вещи. Если выходной дома — играем в игры настольные или активные, смотрим фильм, готовим любимое всеми блюдо. “В нашей семье это чаще десерт: пирог, торт”, - делится Юлия.

Каждый, даже малыш, сидящий в детском стуле, может участвовать. А если совсем маленький, быть рядом и наблюдать. Не отказывайте ребёнку в участии в семейном деле со словами: «Он ещё маленький». Просто подберите нагрузку по возрасту. В рамках совместной деятельности распределяются роли по интересам. Если ребёнок не хочет возиться с тестом, то украшает или в духовку ставит. Незначительного вклада не бывает.

Когда вместе читаем, то каждый высказывает своё мнение. Неправильных мнений нет, важно, чтобы мнение было и имело право на существование без осуждения и исправления — так формируется уважение и доверие.

Полезные и нужные семейные дела

Домашние обязанности я называю «вклад в семью». Когда у нас был сад, мы вместе ухаживали за ним, собирали урожай или листья. Потом дружно ели собранные фрукты или валялись в листьях. Поездка за продуктами — тоже

совместная деятельность. Ребёнок загружает тележку или выбирает, что договорились заранее. В бытовых ситуациях воспитываем личным примером, а не фразами о том, как себя следует вести. Хотя и такие инструкции ребёнку тоже нужны в некоторых случаях. Например, когда идём в театр.

Как быть с домашкой?

Уроки не должны быть постоянной совместной деятельностью. Лишь иногда и тогда, когда ребёнок обратился за помощью. Если вы знаете, что задание по силам, не стесняйтесь сказать: «Я помогаю тебе тем, что не помогаю». И объяснить, что, делая сейчас за ребёнка, вы обрекаете его на плохой результат во время теста в школе, тогда, как вы знаете, что он может это сделать. Предложите попытаться самому.

Если школьный проект задан как совместный или вы изготавливаете что-то творческое дома (поделку, открытку кому-то на день рождения), не делайте сами! Дайте ребёнку возможность пробовать, чувствовать себя полноценным, а не ущербным в сравнении с вами. Учитесь гордиться работами своего ребёнка, не сравнивая и не давая оценку сразу, а задавая вопросы, хваля, искренне интересуясь. И только в самом конце вскользь можно сказать, что в следующий раз он может обратить внимание на это или добавить что-то.

Совместная деятельность и «нахождением вместе» — принципиально разные состояния. Например, представьте подготовку к празднику. Можно нанять команду аниматоров, которые устроят праздник. Или готовить его всей семьей. Распределить роли, кому что нравится делать, кто что может: от планирования, подготовки приглашений до самого праздника, где не бегаем и суетимся со словами «Все ли хорошо?». А расслабляемся и получаем удовольствие. “В нашей семье на Масленицу Даша готовила с бабушкой блины, Федя с папой мастерили чучело, Арина помогала по дому. Потом все вместе чудесно провели время в саду с гостями, наслаждаясь угощением и играми”, - приводит пример Юлия.

Желаем вам, чтобы любая совместная деятельность в семье радовала, смешила, заряжала всех, обогащала и вдохновляла!

Больше ответов на самые важные вопросы родителей – в личном блоге Юлии Демиденко

А если вы ищете садик, где ваш ребенок научится быть самостоятельным, успешным, инициативным и активным – приглашаем в Clever Kids. Мы #РастимВеликих уже 17 лет. Более 2000 наших выпускников поступили в лучшие школы и университеты разных стран. Запишитесь на экскурсию в удобное вам время в любую локацию, чтобы познакомиться с садиком и командой. Ждем вас!

Другие статьи блога
26 Августа 2021
Бассейн для здоровья ребенка
Какой ребенок не любит воду, а родитель не мечтает, чтобы его ребенок уверенно плавал? Занятия плаванием укрепляют мышцы всего тела, разгружают позвоночник, вода и дыхательные упражнения благотворно влияют на нервную систему и иммунитет. Дети обожают воду! В Clever Kids даже самые маленькие учатся плавать вместе с тренером. И умеют! Знают и соблюдают безопасность на воде, осваивают разные стили плавания.
28 Июля 2021
Я сам: самодисциплина, самомотивация, самостоятельность
Как родитель, вы наверняка хотите, чтобы ваш ребенок рос самостоятельным. В то же время вы не хотите включать авторитарные методы воспитания, а ждете, пока “он сам”, когда “подрастет”. Но время летит, а инициативы у ребенка не добавляется. Почему так?
26 Июля 2021
Учим учиться. Как научить ребенка учится самостоятельно, успешно и осознано?
Представьте, вы отправили вашего первоклассника в школу, и из самых добрых побуждений помогаете ему с домашним заданием. Проверяете, контролируете, исправляете ошибки, нависаете над ребенком, пока он терпит и мечтает, чтобы все это закончилось. Но что дальше? Как долго вы готовы контролировать вашего ребенка, прежде чем убедитесь, что он может учиться самостоятельно?