Драки и конфликты между детьми - что делать и как предупредить

Драки и конфликты между детьми - что делать и как предупредить

Драки между детьми - явление довольно частое. Не всегда детям удается спокойно обо всем договориться. Но это и не удивительно, даже взрослые иногда не могут. Родители испуганно спрашивают: «Почемумой ребенок подрался? Что я делаю не так?» и «Что делать, когда на моих глазах дети начинают драку?».
Разобраться в этих вопросах предлагает Юлия Демиденко, эксперт в обучении, основатель и руководитель сети детских садов-школ Clever Kids, автора блога для родителей и мама четырех успешных детей.

Правила пригодятся родителям детей в возрасте 5-12 лет, особенно родителям мальчиков. Для начала определимся, что мы хотим: регулярно воспитывать и наказывать или помочь ребенку изменить поведение в дальнейшем.

Если хотим помочь, то важно понимать, что любое поведение ребенка — это отражение его состояния и месседж, или даже крик взрослым: «Я не справляюсь!» или «Я справляюсь вот так!» А еще нужно понимать, что на любое изменение необходимо время, системность действий и поддержка каждого маленького шага.

Когда ребенка переполняют эмоции, он устал, голоден, не хватает внимания, не получил необходимого, он может включить модель нападения/атаки, или другие агрессивные модели поведения, которые видел в мультиках или компьютерных играх, или уже испытал раньше по отношению к себе со стороны других детей или взрослых.

Простые правила, что делать, если на ваших глазах завязывается драка между детьми

Правило 1. Не включайтесь эмоционально сами и сохраняйте самообладание! Чтобы сохранить спокойствие, до того, как что-то говорить или ринуться «в драку», сделайте мини-паузу - 1-2 вдоха/глубоких выдоха.

Правило 2. Если конфликт происходит не с вашим ребенком на территории нашего сада-школы, зовите на помощь педагогов или воспитателей. У педагогов Clever Kids есть отдельная инструкция, как действовать в таких случаях. Если потасовка происходит на другой детской площадке, включайтесь только тогда, когда это ваш ребенок или, если дети не ваши, но их родителей нет рядом, а детям угрожает опасность - и только, чтобы разнять и переключить внимание.

Если вам придется самостоятельно уладить этот конфликт, действуйте спокойно, решительно, без лишних эмоций, слов и главное, не становитесь на чью-то сторону! Будьте беспристрастным арбитром!

Чтобы погасить конфликт быстро и эффективно:

1. Спокойно и четко попробуйте остановить ребят словами «Стоп, опасно!», а лучше спокойно разнять молча. Обычно дети в драке ничего не слышат. При необходимости встаньте между ребятами и/или аккуратно разведите драчунов руками.

2. Постарайтесь переключить внимание детей, можно даже самыми неожиданными способами, какие придут вам в голову.

3. Если кому-то больно, потекла кровь, проведите короткий осмотр: больно? где больно? Возможно, нужны вода, салфетки, и т.д.

4. Дайте детям время успокоиться и прийти в себя. Возможно, понадобится «выпустить пар» - выплакаться. Вы со своей стороны ситуацию не комментируете. Только спрашиваете: больно или не больно каждого, умеренно сочувствуете «больно, понимаю» и предлагаете помощь.

5. Только когда градус эмоций снизился, можно начать разговор. Дайте возможность каждому по очереди высказаться: вначале о том, что случилось, потом - о своих чувствах. Обвинения переводим в нейтральное русло.

Совет:

* Предложите начать говорить первому, кто был пострадавшим в конфликте (если вы успели это заметить).

* Предлагаем говорить, используя «я» вместо «ты», говоря о чувствах и о том, что произошло.

6. После того как все высказались о том, что и почему произошло, переходим к тому, как можно было решить ситуацию по-другому, и что сделаем, если она повторится. Снова по очереди.

7. Уточняем, все ли согласны с решением, что именно так мы поступим в следующий раз. Предлагаем детям повторить алгоритм решения.

8. В знак согласия и перемирия пожимаем друг другу руки и/или обнимаемся.

9. Последнее, но не менее важное. Спрашиваем (сначала пострадавшего): «Как ты (называем по имени) чувствуешь себя теперь? А как ты (имя) чувствуешь себя теперь? Ребята, хочу поблагодарить тебя (имя) и тебя (имя), что вы всё-таки помирились, договорились и знаете, как поступать в следующий раз. А теперь нас/ вас ждут ... вперед ...»

Чего делать НЕ СТОИТ:

* В разгар конфликта не говорим и не кричим - в этот момент обычно никто ничего не слышит. Это частая ошибка - пытаться выяснить с ребенком что-то, пока он пребывает в эмоциях, часто в состоянии аффекта.

* Разнимая, не используем имена детей. Дети могут не откликаться, так как по имени к ним часто обращаются в негативном контексте.

* Не играем в игру «плохой/хороший» и «жертва/тиран». Эти роли дети впитывают и потом манипулируют ими.

* Не стоит в процессе конфликта воспитывать детей. Ваша цель - не наказать за то, что уже случилось, а примирить и изменить поведение в дальнейшем. Поэтому беседы между участниками ведем только тогда, когда успокоились.

* Не рассказываем, как было, как не надо и почему так не надо. Концентрируемся только на решении конфликта и как надо поступать в будущем.

* Не спрашиваем, почему так поступил, если ребёнок сам не сказал или сказал не сразу. Даже взрослые часто не могут объяснить причины поступков. Это не тема для обсуждения здесь и сейчас.

* Не вступаем в перепалку с другим взрослым - так мы детям, не смотря на умные слова и поучения, даём совершенно другой месседж — это тебе конфликтовать, ругаться и драться нельзя, а взрослым можно. Как вы думаете, какую модель ребёнок выберет в следующий раз? Слова или поведение?

И главное! Никаких оценок и ярлыков. Наша задача научить детей, как нужно вести себя, даже если рядом нет взрослых, и сделать это моделью поведения, а не наказывать, запугивать и ругать. Это не ведет к изменениям!

Не провоцируйте обиженного ребенка на драки: «Дай сдачи, если он тебя ударит! Ответь ему тем же!». Это не научит ребенка решать конфликтные ситуации, а будет учить включать агрессию или копить бессилие и ждать момента, когда можно будет выплеснуть чувства на обидчика. Это может привести к серьезным последствиям.

Совет: 

Если детям до 4-5 лет, нужно: переключить внимание, помочь успокоиться, меньше говорить, больше делать. Коротко выяснить у каждого, что он чувствует и что произошло. Показать, как действовать в следующий раз. Попросить каждого повторить или показать. Пожать руки, ведь спортсмены после соревнований жмут руки и обнимаются. Но не настаивать.

Если детям от 5 лет: даем выпустить пар, успокоится, предлагаем сразу же присесть и обсудить сложившуюся ситуацию. Хорошая идея - использовать «предмет мира» (любой, который окажется под руками, только не камень). 

Опыт Clever Kids: развиваем эмоциональный интеллект и учим решать конфликты

В школе и садике #CleverKids создана атмосфера, в которой дети чувствуют себя спокойно и уверенно, раскрываясь в процессе обучения.

Мы развиваем у детей эмоциональный интеллект - ребенок оптимистично настроен, проявляет интерес к играм и обучению, открыто выражает свои чувства и идеи.

В Clever Kids дети учатся осознавать себя и свои потребности, свои маленькие задачи и цели, которые можно решать здесь и сейчас; чувствовать свое физическое и эмоциональное состояние, осознанно заботиться о своем здоровье, восстанавливать свои силы и управлять эмоциями, формируют любовь к здоровому образу жизни. Много внимания мы уделяем развитию навыков коммуникации, умению договариваться и отстаивать свои границы без агрессии и криков. Результат учеников, который мы видим - повышенная осознанность, умение управлять отрицательными эмоциями, высокий уровень эмпатии, развитая способность решать конфликты без крика и не выносить из них негатив. А главное - более счастливые и здоровые дети, готовы к обучению.

Если у родителей есть вопросы по воспитанию детей - мы с радостью консультируем родителей и помогаем им получать больше радости от отцовства.

Clever Kids - это БОЛЬШЕ, чем просто обучение в школе или садике! Да, для нас важно, чтобы каждому ребенку было хорошо и интересно, а родителям спокойно и они были уверены, что мы # РастимВеликих. Убедитесь в этом, записавшись к нам на экскурсию.

Другие статьи блога
22 Июля 2021
Готов ли ребенок к школе
“Когда отдавать ребенка в школу?” — крайне волнующий вопрос. Перед родителями встает проблема: как понять, готов ли ребенок к школе? И как ему помочь успешно подготовиться к первому классу?
19 Июля 2021
Как помочь ребенку полюбить чтение и увлечься книгами. Пошаговая инструкция
Многие родители всерьез беспокоятся о том, чтобы ребенок научился читать как можно раньше. Считают, что нужно обучить его буквам, и желательно до трех лет, а еще лучше до года. Даже если ребенок знает все буквы, это не означает, что он охотно будет читать книги и понимать зачем это делать.
14 Июля 2021
Празднуем достижения. Почему важно отмечать маленькие победы ребенка?
Все родители мечтают, чтобы их дети выросли успешными, умными, здоровыми, развитыми. Но в стремлении к этому и постоянном разруливании возникающих проблем часто забывается важное — умение радоваться успехам.